Статистическая информация
В 2022-2023 учебном году в МБОУ СОШ№28 с.Ивановка обучается 2-е детей с ОВЗ, из них 1 обучающийся - на индивидуальном обучении на дому по программе через ТПМПК.
Созданные специальные условия
Информация для родителей, имеющих детей-инвалидов или детей с ограниченными возможностями здоровья
Конституция Российской Федерации гарантирует получение общедоступного бесплатного общего образования каждому независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям, возраста и состояния здоровья.
С 1 сентября 2016 года вступают в силу федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья, включающие 8 вариантов организации обучения с учётом особых образовательных потребностей и возможностей обучающихся. Освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образовательных стандартов может быть организовано как в специально созданных коррекционных образовательных организациях, так и в обычных (массовых) образовательных организациях в форме индивидуального и (или) совместного обучения с детьми, не имеющими отклонений в развитии.
В Ростовской области в целях полного обеспечения условий для обучения и воспитания детей с функционирует сеть специальных коррекционных образовательных организаций для неслышащих, слабослышащих и позднооглохших детей, для незрячих и слабовидящих детей, для детей с тяжелыми нарушениями речи, детским церебральным параличом и нарушениями опорно-двигательного аппарата, для умственно отсталых детей и детей с задержкой психического развития, образовательными услугами которых пользуются и дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды, проживающие (зарегистрированные) на территории Сальского района.
В нашей школе сообществом педагогов активно внедряются инновационные формы обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, а также информационного сопровождения-консультирования их родителей (законных представителей).
Кадровое обеспечение в МБОУ СОШ №28 с.Ивановка: педагог-психолог, учитель-логопед, тьютер.
Обеспечение доступа в здание образовательной организации инвалидов и лиц с ОВЗ осуществляется через вход, представленный на фото:
Средства обучения и воспитания, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Средства обучения и воспитания – все те материалы, с помощью которых преподаватель осуществляет обучающее воздействие (учебный процесс). К средствам обучения относятся предметы материальной и духовной культуры, которые используются при решении педагогических задач. Они обеспечивают реализацию принципа наглядности и содействуют повышению эффективности учебного процесса, дают учащимся материал в форме наблюдений и впечатлений для осуществления учебного познания и мыслительной деятельности на всех этапах обучения.
Реализовать принцип наглядности в обучении помогают визуальные средства, так как более 80 % информации учащиеся воспринимают зрительно мы используем предметы и объекты природной и искусственной среды: карты, схемы, диаграммы, модели, дорожные знаки, математические символы, наглядные пособия, кинофильмы, видеофильмы, CD/DVD-диски, диапозитивы. При использовании наглядных средств соблюдается ряд условий: применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся; наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует только в соответствующий момент занятия или урока; необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций; детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации объектов; демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала; наглядность должна быть эстетически выполнена; наглядность должна быть хорошо видна с последней парты; привлекать самих учащихся к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве. К проведению демонстраций предъявляют следующие требования: демонстрируемые на классной доске или учительском столе предметы должны иметь достаточные размеры для хорошей видимости даже с последней парты. Для малых объектов применяют различного вида проекции, оптическое увеличение или организуют поочередное наблюдение с вызовом учащегося к демонстрационному столу. Во время демонстрации учитель выбирает позицию лицом к классу, чтобы видеть реакцию учащихся. Количество и объем демонстрации должен быть оптимальным: недостаток наглядности снижает качество обучения, а избыток наглядности рассеивает внимание, утомляет, снижает степень познавательного интереса. В процессе обучения также используются технические средства обучения. В ряде случаев ТСО незаменимы, т.к. позволяют показать явления, быстро протекающие процессы. Их не следует применять там, где без них можно обойтись (провести опыт или наблюдения). Рационально сочетается компьютерная техника, ИКТ с другими средствами обучения, не преувеличивается значимость использования новых информационных технологий. Они, несмотря на высокую эффективность, не могут заменить живое слово учителя, общение, недооценка которых может привести к сдерживанию развития личности.
В учреждении используются средства обучения и воспитания:
Печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, и т.д.);
Визуальные (зрительные):
- таблицы по истории, биологии, географии, физике, математике, русскому языку, английскому языку, литературе, технологии, химии, начальным классам;
- карты по истории и географии;
- картины по русскому языку, литературе;
- портреты по всем учебным предметам;
- натуральные объекты по биологии;
- модели, муляжи по биологии, географии, математике, физике, начальным классам;
- лабораторное оборудование по физике, химии, биологии.
Механические визуальные приборы:
- микроскоп
Аудиальные (слуховые):
- магнитофоны;
- музыкальный центр ;
Аудиовизуальные (зрительно-слуховые):
- звуковые фильмы;
Средства, автоматизирующие процесс обучения:
- компьютеры;
- мультимедийное оборудование ;
- интерактивная доска
Словесные
- учебники;
- художественная литература;
- словари;
- другая необходимая литература
О средствах воспитания
Традиционно в качестве средств воспитания рассматривают объекты материальной и духовной культуры, которые используют для решения воспитательных задач, соблюдая следующие условия: 1) с данным объектом связана информация, необходимая для развития внутреннего мира личности воспитанника; 2) информация об объекте выделена как предмет освоения в образной, наглядно-действенной или знаково-символьной (устной или письменной) форме; 3) объект вместе со своей информацией включен в общение и совместную деятельность воспитателя и воспитанников.
- Общение как средство воспитания
а) непосредственное, в форме прямых контактов учителя и обучающегося,
индивидуальные беседы;
б) опосредованное, проявляющееся в том, что педагог направляет свои воздействия не на воспитанника, а на знания, которые тот должен усвоить, на качества личности, которые он должен сформировать, на ценности, в которых он должен определенным образом сориентироваться.
классные часы, школьные праздники и мероприятия.
- Учение как средство воспитания
Учение как деятельность ученика, в результате которой он усваивает знания, формирует умения и навыки, выступает одним из ведущих воспитательных средств, обеспечивая целенаправленное формирование отношения ученика к предметам и явлениям окружающего мира. В ходе обучения воспитывающее влияние на учащихся оказывают содержание изучаемого материала, формы и методы учебной работы, личность учителя, его отношение к ученикам, учебному предмету и всему миру, а также обстановка в классе и школе.
Эффективность воспитательного воздействия учения значительно повышается, когда на уроке практикуется так называемая совместная продуктивная деятельность школьников. В основе такой деятельности лежит учебное взаимодействие, в ходе которого дети: а) выясняют условия совместного выполнения задания; б) организуют его взаимное обсуждение; в) фиксируют ход совместной работы; г) обсуждают полученные результаты; д) оценивают успехи каждого; е) утверждают самооценки членов группы; е) совместно решают, как будут отчитываться о выполнения задания; ж) проверяют и оценивают итоги совместно проделанной работы.
Совместная деятельность школьников становится продуктивной, если она осуществляется при условии включения каждого ученика в решение задач в начале процесса усвоения нового предметного содержания, а также при активном его сотрудничестве с учителем и другими учениками.
Личностно-развивающие возможности совместной учебной деятельности школьников повышаются при следующих условиях: 1) в ней должны быть воплощены отношения ответственной зависимости; 2) она должна быть социально ценной, значимой и интересной для детей; 3) социальная роль ребенка в процессе совместной деятельности и функционирования должна меняться (например, роль старшего – на роль подчиненного и наоборот); 4) совместная деятельность должна быть эмоционально насыщена коллективными переживаниями, состраданием к неудачам других детей и «сорадованием» их успехам.
- Труд как средство воспитания
Воспитательная сила труда заключается преимущественно в том, что достижение его цели и удовлетворение вследствие этого какой-то потребности влечет за собой появление новых потребностей. Осуществляется через
- дежурство по классу, школе;
- работа на пришкольном участке;
- летняя трудовая практика
- Игра как средство воспитания
Используется как в урочной так и во внеурочной системе, организуется в форме проведения разного рода игр:
- организационно-деятельностные;
- соревновательные;
- сюжетно-ролевые.
Условия питания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Информационно-методические материалы
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ И УО
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И РАЗЪЯСНЕНИЯ
Методические рекомендации по организации инклюзивного образовательного процесса
Методические рекомендации РГПУ им. А.И. Герцена
Письмо Минобрнауки о направлении методических рекомендаций
Разъяснения об организации образовательного процесса для обучающихся с УО
Разъяснения по учебникам для обучающихся ОВЗ
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРИМЕРНЫЕ УЧЕБНЫЕ ПЛАНЫ
Рекомендации родителям детей с ЗПР по созданию условий для дистанционной формы обучения ребенка
Рекомендации родителям по воспитанию детей детей с ОВЗ и особыми образовательными потребностями
Рекомендации для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ и детей-инвалидов
Рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению родителей детей с ОВЗ
Психолого-педагогическое сопровождение
- информация об учреждениях Ростовской области, в которых возможно оказание квалифицированной психолого-педагогической помощи детям
Перечень отдельных организаций, реализующих исключительно адаптированные образовательные программы
- ПМПК и мобильная запись
МБУ «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Сальского района» (г.Сальск, ул. Первомайская, 20, тел. 7-31-78)
- ресурсные центры Ростовской области
По вопросам, касающимся обучения детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, в том числе детей-инвалидов можно обратиться:
- в МБОУ СОШ №28 с.Ивановка (с. Ивановка, ул. Школьная, 1а, телефон: 8(272) 44-2-69);
- в управление образования Сальского района (г. Сальск, ул. Ленина, 33, кабинет № 5, тел. 7-24-67, 7-25-04);
- МБУ «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Сальского района» (г.Сальск, ул. Первомайская, 20, тел. 7-31-78)